ВНУТРЕННЕЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ
Пока ГРОМ не грянет, МЕТАЛЛУРГИЯ не перекрестится,
или
Об итогах конференции "Потребление металлов в Украине"

 


Вениамин Крамер kramer@ukrscrap.com.ua
"Металл Бюллетень. Украина", №6 от 2002г.

 

I. О конференции

7 июня в Киеве прошла первая конференция "Потребление металлов в Украине", организованная в соответствии с решением Совета экспортеров при Кабинете Министров Украины Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции (ГИАЦ ГОСВНЕШИНФОРМ) при поддержке Министерства промышленной политики.

В конференции, помимо вышеперечисленных ведомств, приняли участие представители ассоциаций и ряда предприятий горно-металлургического комплекса (металлургических, ферросплавных, трубных, вторичных металлов), научно-исследовательских и проектных институтов, экспертных организаций, металлопротребляющих предприятий, 56 металлоторговых компаний, специализированных информационно-аналитических изданий, ряда облгосадминистраций и т.д.

Несмотря на отсутствие опыта в проведении подобных конференций, следует отметить высокий уровень ее организации, что способствовало единодушному решению продолжить сей позитивный почин в 2003 году и, по возможности, придать ему международный статус.

На конференции обсуждались перспективы развития платежеспособного спроса на металл в Украине, проблемы защиты внутреннего рынка и уменьшения зависимости металлопроизводителей от состояния внешнего рынка, вопросы взаимодействия производителей и торговцев металлами. На конференции было объявлено об учреждении Ассоциации металлотрейдеров Украины.

В итоговом документе конференции, направляемом в Кабинет Министров и комитет по промышленной политике Верховной Рады Украины, констатируется следующее:

-- В товарной структуре черной металлургии сложилась огромная диспропорция между товаропотоками на внутренний и внешний рынки: 75-80% продукции экспортируется. Такое положение ставит металлургию Украины в абсолютную зависимость от конъюнктуры внешнего рынка, при этом перспективы эффективного развития отрасли становятся нереальными.

Таким образом, первоочередная на сегодня задача - развитие внутреннего рынка, который может и должен обеспечить стране устойчивый экономический рост.

-- Основные металлопотребляющие отрасли народного хозяйства страны -- машино-, авто-, авиа- и судостроение, строительство, коммунальные хозяйства и транспорт -- медленными темпами наращивают свой рост, что обусловило лишь 14-процентное потребление произведенного в стране готового проката. Это, в свою очередь, вынуждает металлургов искать потребителей за пределами Украины, что сужает возможности устойчивого экономического развития государства.

-- Как факторы сдерживания внутреннего металлопотребления отмечены также неблагоприятный инвестиционный климат в стране, высокие ставки налогообложения и кредитования, недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры, технологическая отсталость экономики, низкий платежеспособный спрос.

-- Среди основных причин создавшейся ситуации отмечены: недостаточный уровень реализации государственной политики по структурной перестройке реального сектора экономики, повышению ее конкурентоспособности и обеспечению сбалансированного развития внутреннего рынка; недостаточный уровень государственной системной поддержки металлургии (в сравнении, например, с Россией и США), отсутствие программ развития металлопотребляющих отраслей, единой налоговой политики и экономических стимулов развития производства высокотехнологичной продукции; утрачена система централизованного учета спроса и потребления металла; медленные темпы пересмотра действующих стандартов и сертификатов на металлургическую продукцию. И, наконец, отдельно указано, что действующая система налогообложения не дает возможности проводить реконструкцию производства, осваивать выпуск новых видов продукции, предназначенных в первую очередь для внутреннего потребления.

В итоге отмечается быстрый рост импортных поставок металлопродукции на украинский рынок.

Участники конференции обращаются к органам законодательной и исполнительной власти с предложением о принятии следующих мер с целью роста внутреннего металлопотребления:

-- ускорить разработку и принятие законодательных актов по обеспечению развития внутреннего рынка Украины, в первую очередь, -- Налогового кодекса, законов "Об инновационной деятельности" и "Об амортизации", -- на нормативном уровне обусловить первоочередное применение отечественной продукции при реализации проектов и ведении работ, которые финансируются из госбюджета; нормативным образом усилить возможности Закона Украины "О финансово-промышленных группах";

-- внести соответствующие изменения в Закон "Об НДС" -- с целью существенного снижения этого налога, имея в виду дифференцирование ставок НДС для конечной потребительской продукции, сырья и материалов в технологической цепочке их изготовления; обеспечить применение нулевой ставки НДС при экспорте украинских товаров независимо от условий поставки этих товаров, что будет способствовать повышению их конкурентоспособности на внешнем рынке и повысит привлекательность поставок на внутренний (ввиду отсрочки платежей);

-- разработать программу и механизм кредитования металлопотребляющих предприятий Украины за счет валютных ресурсов НБУ со ставкой не более 10-12% годовых. Существенно расширить долгосрочный лизинг для конечных потребителей продукции машиностроительного комплекса (аграрный сектор, транспорт, строительство и т.д.);

-- создать систему взаимовыгодных отношений между предприятиями машиностроительного комплекса, угольной промышленности и естественными монополиями (поставщиками газа, электроэнергии, транспортных услуг) с целью стабилизации цен на продукцию металлургического комплекса.

Конференция обратилась с рекомендациями в адрес:

-- Минпромполитики и Ассоциации предприятий черной металлургии: о подготовке проекта программы производства импортозамещающей продукции черной металлургии (в первую очередь -- плоского проката с покрытием);

-- Минпромполитики, Минэкономики: о подготовке и передаче Госкомстату предложений по совершенствованию государственной статистической отчетности по вопросам производства, торговли и потребления металлов и металлопродукции;

-- Минпромполитики и Госстандарта: активизировать разработку стандартов и ТУ на все виды металлопродукции, предусмотрев при этом их адаптацию к требованиям внутреннего и внешнего потребителей;

-- Минпромполитики и Госстроя: создать комиссию по согласованию применения и объемов производства арматурного проката класса А-III и А-400C из сталей марок 25Г2С и 35ГС, обусловленных действующим ГОСТ 5781-82, применяемым в действующих СНиП, и проката сортамента, обусловленного новыми ДСТУ 3760-98.

Отвечая на соответствующие многочисленные предложения участников, конференция поручила ГИАЦ мониторинга внешних товарных рынков Минэкономики Украины разработать предложения о создании системы прогнозирования спроса на металлопродукцию на внутреннем рынке и мониторинга рынков сбыта.

И, наконец, учитывая несомненную полезность подобных собраний, было принято решение о проведении подобных конференций ежегодно, в том числе в 2003 году -- в мае-июне.

II. О проблематике вопросов конференции

1. "Рождение" проблемы внутреннего потребления

К сожалению, вопросы внутреннего потребления металлопродукции в Украине всерьез заинтересовали отечественных аналитиков, отраслевое и экономическое министерства лишь после ряда оглушительных потерь на внешних рынках. И, судя по незыблемости отношения отечественных металлургов к экспорту как к священной корове, проблема со сбытом внутри страны их пока еще мало волнует. Хотя удары от потерь ряда позиций на внешнем рынке весьма и весьма болезненны...

Так, по оценке Минэкономики, с 1992 года против украинской продукции [всей] было возбуждено и проведено около 90 антидемпинговых, специальных и антисубсидиционных расследований, что привело к потере рынков сбыта для украинских товаров емкостью до 2 миллиардов USD. В настоящее время под угрозой проведения расследований или применения антидемпинговых ограничительных мер только со стороны стран -- членов ВТО находится экспорт товаров из Украины в объеме почти 6 миллиардов USD (около 40% суммарного экспорта), при этом более 90% данной продукции производится ГМК нашей страны.

В целом (по состоянию на 20.05.2002) против продукции украинского ГМК проведено и проводится 42 процедуры расследований, в том числе 35 антидемпинговых, 4 специальных, 2 компенсационных, применены 2 нетарифные меры. Основной удар приняли на себя горячекатаный плоский прокат (18 процедур) и арматура (6). В пяти странах проводятся тотальные антидемпинговые расследования против ввоза любой украинской продукции черной металлургии, соответствующей кодам 72 и 73 УКТ ВЭД. По три процедуры проводится против поставок холоднокатаного плоского проката, полуфабрикатов и трубных изделий, по одной -- против импорта катанки, оцинкованной стали и метизов.

SPRAVKA: По данным журнала "Metall Bulletin" (по состоянию на 06.03.2002), в мире в отношении металлопродукции было возбуждено (либо находилось в стадии подготовки) 213 антидемпинговых, специальных и компенсационных расследований (тарифных и нетарифных) в 33 странах.

Развал отечественной экономики стимулировал отечественных сырьевых и энергетических баронов к поиску новых путей для успешного бизнеса. И таковым стал экспорт металлопродукции. За период 1992-2000 годов, по данным Минпромполитики, объем производства проката упал с 29,5 миллиона тонн до 16,6 миллиона тонн в 1995-м и вновь поднялся -- до 25,9 миллиона тонн в 2000 году. При этом экспорт проката практически все время рос: с 9 миллионов тонн до 22 миллионов тонн. По данным Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции, в 2001 году было изготовлено 27,7 миллиона тонн проката, а экспортировано 23,1 миллиона тонн. Таким образом, более эффективно, чем напрямую, осуществлялся опосредствованный экспорт сырья и энергоресурсов, а дешевый "джин" в виде украинских полуфабрикатов и готового проката (в компании с Российским собратом) вырвался, казалось, на свободу...

TABLE: (1-table), (2-table), (3-table)

Учитывая, что, по данным IISI, объем мировой торговли сталью (таблица 1) в течение 1992-2001 годов возрос с 196,1 миллиона тонн до 289,8 миллиона тонн (в 2000 году этот показатель составлял 304,9 миллиона тонн), оказывается -- доля экспорта украинского проката за указанный период возросла с 4,6% до 8% от общемирового товарооборота готового проката. (При этом соотношение между торговлей и производством возросло с 34% до 38,3% (в 2000 году -- 40,1%)). А если учесть, что в данных IISI приведена суммарная оценка торговли (экспорт плюс импорт), то оценка удельного веса Украины в общемировом объеме экспорта стали вырастает сразу вдвое!.. (Ввиду относительно низкого объема импорта стали в Украину этот показатель не учитывался в данном примере).

Долю присутствия российского проката на мировом экспортном рынке стали можно оценить примерно в 26-28%. Так что есть все основания полагать, что количество и, главное, наполнение ограничительных мер по отношению к импорту украинской (и российской) стали будет расти и расти, оставляя нам нишу для поставок сырья и частично -- полуфабрикатов.

Согласно прогнозу британской консалтинговой компании MEPS, в 2006 году объем выплавки стали в мире возрастет на 8% (таблица 2). Объем выпуска готового проката увеличится на 9,2% по сравнению с аналогичными показателями 2001 года. При этом видимое потребление готового проката вырастет на 8,9%. Для стран СНГ эти показатели роста составят соответственно 4,9%; 6,7% и 10,6% (таблица 2).

При этом небезынтересны данные таблиц 4 и 5, иллюстрирующие динамику изменений сталеплавильных мощностей в мире за последнее десятилетие, а также прогноз потребления стали в Азии -- на ведущем рынке сбыта украинской металлопродукции. Итак, сокращение мощностей практически отмечено лишь в странах СНГ и бывших соцстранах Восточной Европы. Но и это, по-видимому, не предел ввиду планируемого вывода мощностей в РФ и Украине до 2010 года. Что касается роста потребления стали в Азии, то следует отметить тот факт, что прогнозируемый прирост там ожидается в основном за счет ввода новых мощностей. Так что и здесь перспективы для сбыта украинских черных металлов далеки от оптимистических...

В то же время оценки Международного института чугуна и стали несколько иные (таблица 3): в 2001 году объем потребления готового проката в мире составил 768 миллионов тонн (MEPS -- 741,5 миллиона тонн), а в 2003 году составит 811 миллионов тонн (MEPS -- 846 миллионов тонн). Для стран СНГ эти показатели оценены в 30,5 и 44,3 миллиона тонн соответственно в 2001 году и 34 и 46 миллионов тонн в 2003-м. Такие расхождения в прогнозах, видимо, обусловлены различными методическими подходами при проведении анализа, а также различными исходными оценками темпов роста как для мировой экономики, так и для отдельных регионов (стран) в краткосрочной перспективе.

Но, в любом случае, западные аналитики предрекают странам СНГ одни из самых высоких в мире показателей темпов роста потребления проката.

Учитывая, что на долю Украины приходится примерно 1/3 объемов производства стали в СНГ, можно с более-менее относительным приближением принять указанные прогнозные оценки и для нее.

Дело лишь за малым: необходима государственная поддержка [нормативного характера] металлопотребляющим отраслям народного хозяйства, а также разработка мер, которые стимулировали бы украинских сталепроизводителей повернуться лицом к внутреннему рынку, ибо с внешних их будут выталкивать все более активно...

Спасение отечественной металлургии -- в возрождении и активизации внутреннего спроса, включении отрасли в систему международного разделения труда, в привлечении крупнейших металлургических компаний США, ЕС, Китая, России к участию в управлении металлургическими предприятиями Украины (речь идет вовсе не о продаже заводов (как, например, покупка американской US Steel Кошицкого МК в Словакии), а о возможности создания СП, других формах взаимопоглощения -- по примеру СП между той же US Steel и южнокорейским металлургическим гигантом Posco, о возможности кооперации по примеру Arcelor и т.д.). Одним ростом внутреннего потребления отрасль не сохранить...

TABLE: (4-table), (5-table)

2. Оценка состояния и прогноз внутреннего потребления

По данным Украинской ассоциации предприятий черной металлургии (УАПЧМ), в течение 1989-2001 годов потребление металлопродукции в народном хозяйстве Украины снизилось с 15-16 миллионов тонн до 2,5-3,5 миллиона тонн. Как свидетельствует Минпромполитики, этот показатель в период 1990-2001 годов снизился с 26,1 миллиона до 4,6 миллиона тонн. По данным ГОСВНЕШИНФОРМА, за последние 10 лет потребление металла в Украине сократилось почти в 5 раз -- до 3,5-4,5 миллиона тонн. О таком же "обрушении" говорит и Украинский государственный научно-исследовательский институт металлов (УГНИИМ, город Харьков): за 1990-2000 годы потребление готового проката практически рухнуло, уменьшившись с 26,6 миллиона до 4,6 миллиона тонн. ГП УКРПРОМВНЕШЭКСПЕРТИЗА (УПВЭ) оценивает уровень потребления проката в 2000 году в 3,4 миллиона тонн, а в 2001 году -- в 4,1 миллиона тонн. И, наконец, согласно расчетам Научно-исследовательского института экономики Минэкономики Украины и европейской интеграции (НИИЭ МЭ), проведенным с учетом остатков проката у производителей и потребителей, в 2000 году внутреннее потребление оценивалось в 4,4 миллиона тонн, а в 2001-м - в 4,9 миллиона тонн.

Расчеты потребления стали за истекшие годы базировались, в основном, на балансовом методе, который проще всего позволяет оценить видимое потребление. Здесь наиболее близкими к истине представляются расчеты Министерства экономики, выполненные с учетом остатков на начало и конец отчетного периода.

Итоговые показатели динамики фактических и прогнозируемых объемов потребления проката в течение 1990-2010 годов сведены в таблице 6. Несмотря на несколько отличающиеся между собой оценки различных экспертов, тенденция в целом единая: за период 1990-2001 годов внутреннее потребление проката, составлявшее 66,3-67,8% от произведенного в Украине количества, сократилось до 11,7-14,2%. В течение этого периода минимальный уровень потребления был отмечен в 1999 году.

В отраслевом разрезе в 1990 году около 44% потребляемого в стране проката пришлось на металлургию, около 35% -- на машиностроение, примерно 7-10% -- на строительную сферу. В 2001 году указанные пропорции существенно изменились: металлургия "съедала" от 50% до 68% проката, машиностроение -- от 26% до 32%, строительство -- от 3% до 9% (в зависимости от источника экспертной оценки -- УПВЭ, УГНИИМ или НИИЭ МЭ).

Причины спада и перераспределения долей среди внутренних потребителей общеизвестны, поэтому на этом не будем задерживаться, а остановимся на прогнозах.

По информации УГНИИМ, прогноз потребления продукции ГМК выполнен на основании оценок динамики макроэкономических показателей развития экономики Украины на период 2001-2010 годов и краткосрочных прогнозов Министерства экономики. За основу расчетов приняты показатели годовых темпов прироста ВВП, равные 7% к 2005 году и 8% к 2006-2010 годам, а также темпы прироста инвестиций -- 11-13%. Учтен был также ряд других отраслевых, межотраслевых оценок и прогнозов, а также отраслевые прогнозы ООН, Всемирного банка и ЕБРР на 2005-2010 годы. Наряду с этим, эксперты в своих оценках учитывали рост металлопотребления в 2,5-3 раза в топливно-энергетическом комплексе, химии и нефтехимии, железнодорожном транспорте, коммунальном хозяйстве и других областях ввиду ожидаемого пика износа основных фондов и необходимости предотвращения техногенных катастроф.

В то же время, например, УПВЭ и УГНИИМ по-разному оценивают экспортные перспективы черной металлургии. Так, эксперты УПВЭ считают, что "избыточная экспортная ориентация отечественной металлургии ставит под угрозу дальнейшее развитие отрасли". При этом, по их оценке, в 2010 году экспорт проката снизится до 17,4 миллиона тонн с 23,13 миллиона тонн в 2001 году.

Идеология экспертов УГНИИМ в методике "долгосрочных прогнозных оценок украинского экспорта базируется на ожидаемых показателях емкости внешнего рынка продукции ГМК к 2010 году, сохранении присутствия на традиционных внешних рынках, а также изменении структуры экспорта металлопродукции за счет существенного сокращения доли сырья и заготовки при одновременном увеличении доли готовых изделий". Несмотря на явно выраженный на идейном уровне оптимизм, прогноз экспорта УГНИИМ почти на 15% ниже прогноза УПВЭ: 15,2 миллиона тонн.

Вместе с тем, диаметрально противоположны оценки экспорта полуфабрикатов к 2010 году: УПВЭ -- 7,2 миллиона тонн, УГНИИМ -- 2 миллиона тонн. Опыт прошлых лет и некоторый анализ нынешних тенденций указывает на, по-видимому, более реальный подход УПВЭ в этом вопросе; никто за рубежом не ждет наш готовый прокат, разве что по цене полуфабрикатов, и то временно -- до очередных санкций...

И, наконец, завершая обзор методологии прогнозов, следует отметить более универсальный подход ГП УКРПРОМВНЕШЭКСПЕРТИЗА, связанный с масштабным использованием "программ развития отдельных отраслей и ожидаемого уровня производства продукции".

Суммарные результаты четырех групп экспортных оценок прогнозов металлопотребления в Украине до 2010 года сведены в таблицы 6-8.

По оптимистическому сценарию Минпромполитики и УГНИИМ, в 2010 году внутреннее потребление проката возрастет в 2,6 раза -- до 12 миллионов тонн, экспорт снизится до 14,5 миллиона тонн, а импорт увеличится на 2/3 по сравнению с уровнем 2000 года. Более скромны оценки УПВЭ: потребление вырастет до 10,1 миллиона тонн, экспорт снизится до 17,4 миллиона тонн, зато импорт увеличится в несколько раз и составит 900 тысяч тонн. Предусматривается, что выручка от экспорта должна обеспечить финансирование реализации программы реструктуризации предприятий ГМК, в том числе вывод избыточных производственных мощностей. (По мнению народного депутата В.Гурова, для технического оснащения только металлургической отрасли современными технологиями выплавки стали и изготовления проката потребуется 8-10 миллиардов USD. В связи с этим крайне необходима "четкая государственная программа развития инвестиционного потенциала промышленных отраслей".)

В расчете на душу населения внутреннее потребление стальной продукции с 118 кг в 2000 году вырастет до 290 кг в 2010 году (в Европе этот показатель варьируется в пределах от 295 кг до 540 кг).

По прогнозу УГНИИМ, "общий спрос в Украине на готовый прокат в 2010 году составит лишь 45% от аналогичного показателя 1990 года, на стальные трубы -- 39%, на металлоизделия -- 52%, изделия дальнейшего передела -- 30%". В течение 2000-2010 годов удельный вес листового проката в производстве готового проката вырастет с 44% до 48%, а в потреблении -- до 50%. В структуре общего производства проката до 40% увеличится доля продукции из конструкционных и легированных марок стали (в 2000 году составлявшая 28,2%, в 1990-м -- 24%).

По разным оценкам, потребление сортового проката в 2010 году превысит показатель 2000 года более чем в 2 раза, а экспорт его снизится на 14-42%. Спрос на листовой прокат вырастет втрое, а его экспорт снизится на 5-20%. Внутреннее потребление труб увеличится в 2,4 раза, а их экспорт -- в 1,5 раза.

По прогнозу Минпромполитики, в течение 2000-2010 годов импорт металлопродукции в Украине вырастет с 300 тысяч до 500 тысяч тонн, а по мнению УКРПРОМВНЕШЭКСПЕРТИЗЫ -- до 900 тысяч тонн. Факторы этого роста известны: отсутствие собственной технологической базы по производству отдельных видов металлопродукции, нерентабельность установки такого оборудования из-за невысокого спроса, высокие (иногда труднообъяснимо высокие) отпускные цены отечественных производителей и отсутствие у них гибкой системы продаж внутреннему потребителю, сложившаяся система и структура экспортной ориентации украинской металлургии, активизация процессов в строительстве и машиностроении, неадекватное состояние тарифной политики, весьма жесткий налоговый режим для операций по внутренней торговле металлопродукцией (как заметил один из трейдеров -- участник конференции: "Государство облагает меня налогами по той же ставке, что и торговца мобильными телефонами. А я ведь, помимо чисто торговых операций, выполняю громадный объем транспортных, складских и даже производственных операций с металлопрокатом").

Анализируя прогноз потребления стальной продукции по отраслевому принципу, следует привести соответствующие оценки УКРПРОМВНЕШЭКСПЕРТИЗЫ:

-- общий прирост потребления в черной металлургии к 2010 году составит 800 тысяч тонн против уровня 2000 года -- в основном за счет роста потребления труб;

-- общий прирост потребления металла в машиностроении и металлообработке в течение 2001-2010 годов составит около 2,1 миллиона тонн -- в основном за счет сельскохозяйственного (800 тысяч тонн), тяжелого энергетического (570 тысяч тонн) и транспортного (460 тысяч тонн) автомобилестроения, а также ремонтных работ (350 тысяч тонн) и др.;

-- ожидаемый прирост металлопотребления в строительстве и промышленности стройматериалов составит около 1450 тысяч тонн.

По сравнению с 2001 годом удельный вес потребления в черной металлургии сократится по отношению к суммарному внутреннему потреблению с 59% до 32%, в машиностроении -- наоборот, вырастет -- с 27% до 32%, а в строительстве увеличится почти вдвое -- с 9,4% до 17,6%. Доля других отраслей во внутреннем потреблении металлопродукции увеличится более чем втрое - с 5,2% до 18,9%.

Итак, прогнозные оценки приведены. Но прогноз останется прогнозом без реальных предпосылок, серьезных программ и пр.

TABLE: (6-table), (7-table), (8-table)

3. "Прогнозная резолюция"

Мнения участников (докладчиков) конференции о возможных путях роста внутреннего потребления, развития внутреннего рынка, причинах их нынешнего неудовлетворительного состояния.

А.Сокуренко, генеральный директор КГГМК КРИВОРОЖСТАЛЬ:

-- Сегодня отсутствуют серьезные программы стимулирования роста металлопотребления в Украине. Прежде всего, в дорожном, промышленном и гражданском строительстве... Серьезным ударом по оборотным средствам предприятий остается невозврат НДС.

С.Грищенко, заместитель государственного секретаря Министерства промышленной политики:

-- Особенности ГМК Украины:

структурное несовершенство и технологическое отставание;

старение основных производственных фондов, износ которых превышает 65%; на оборудовании со сроком службы выше нормативного производится 50% всей металлопродукции;

неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов, низкий уровень выработки продукции в расчете на одного работающего в металлургии;

тяжелые социальные проблемы, осложняющие процессы вывода из эксплуатации неэффективных мощностей.

Реальным источником финансирования программы реформирования отрасли на сегодня являются собственные средства предприятий, которые составляют до 95% от общего объема инвестиций, направленных на обновление основных фондов.

А.Голубченко, президент Украинской ассоциации предприятий черной металлургии:

отсутствие какой бы то ни было программы перехода от плановой системы к рыночной с экономическим обоснованием ступеней перехода;

отсутствие централизованного учета потребности в ресурсах лишает возможности анализировать необходимость перспективы развития тех или иных производственных мощностей в народном хозяйстве;

принятая система налогообложения уничтожает интерес к производству тех или иных видов продукции и в свое время способствовала возникновению теневой экономики; ослабление налогового пресса создаст более или менее приемлемые условия для функционирования экономики;

создание благоприятных условий для развития малого бизнеса обусловит возрождение экономики;

поощрение государством функционирования ПФГ (промышленно-финансовых групп) -- как один из вариантов стимулирования развития производства какого-либо изделия;

создание и развитие собственного производства листовой продукции для автомобилестроения, электротехнической и пищевой промышленности, некоторых видов труб для нефтегазовой сферы;

пересмотр устаревших ГОСТов и ТУ, в том числе с целью гармонизации с международными стандартами и требованиями к технической документации на внутренних рынках;

защита внутреннего рынка металлопродукции в Украине от импорта аналогичных товаров.

В.Гуров, первый заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по промышленной политике:

: -- Ответственность за решение проблем, сложившихся в Украине с производством и потреблением металла, должно взять на себя государство.

Краеугольный камень усиления государственной промышленной политики:

создание необходимой законодательной базы (новое налоговое законодательство, принятие Закона "Об инновационной деятельности", программ развития отдельных отраслей в виде закона);

создание и внедрение системы контроля за инвестициями и использованием амортизационных отчислений на государственных предприятиях, а также за выполнением собственниками приватизационных предприятий своих инвестиционных обязательств;

инвентаризация и экспертная оценка научных разработок в разных отраслях науки и производства с целью активизации их коммерческого использования.

А.Гончарук, государственный секретарь Минэкономики и по вопросам европейской интеграции:

-- Вступление Украины в ВТО обеспечит:

уменьшение тарифных и нетарифных ограничений доступа украинских товаров практически на все важнейшие товарные рынки развитых стран мира;

рост иностранных инвестиций в экономику Украины, технологическое обновление и перевооружение национального производства, рост экспортного потенциала;
возможность защиты интересов украинских производителей на внешних рынках;

предотвращение угрозы торгово-экономической изоляции от стран Западной, Центральной и Восточной Европы.

Валютный курс -- лучший, чем тарифы, регулятор баланса внешней торговли и развития конкурентоспособности национальной экономики.

В.Стеценко, заместитель государственного секретаря Минэкономики и по вопросам европейской интеграции:

-- Разработка политики умеренного конструктивного протекционизма и умелого использования мер тарифного и нетарифного регулирования позволит:

обеспечить сбалансированность экономики и равновесие внутреннего рынка;

стимулировать прогрессивные структурные изменения в экономике;

создать условия для вовлечения Украины в систему мирового разделения труда.

В.Власюк, директор ГП УКРПРОМВНЕШЭКСПЕРТИЗА:

-- Развитие внутреннего рынка будет обусловлено как ростом промышленного производства, так и необходимостью неотложного обновления основных фондов и оборудования. По прогнозам, к 2010 году на внутреннем рынке будет размещено 34,6%, на внешнем -- 65,4% продукции отечественной металлургии;

избыточная экспортная ориентация ставит под угрозу дальнейшее развитие как металлургии, так и экономики Украины в целом.

В.Пиковский, А.Шаповал, эксперты ГОСВНЕШИНФОРМА:

-- Рост экспорта украинских товаров в условиях падения производства в течение 1990-2000 годов обернулся излишней концентрацией внимания властей и производственников на доходах и, вследствие этого, зависимостью от конъюнктуры мирового рынка;

кроме как со стратегически верной промышленной политикой, дальнейшие реформы должны быть связаны с либерализацией торговли, облегчением выхода на внутренний рынок новых отечественных и иностранных конкурентов, законодательной защитой миноритарных акционеров и кредиторов;

дефрагментация экономики и усиление ее интегрированности -- важный фактор развития внутреннего рынка;

поворот к элементарным потребностям населения -- еще один фактор стимулирования внутреннего рынка;

необходимость регулирования стихийно происходящих инновационных проектов;

необходимость разработки модели металлургии Украины в связи с предполагаемым ее местом в международном разделении труда;

важнейшая задача государства -- способствовать созданию и наращиванию капитальной базы с целью облегчения доступа к кредитным средствам;

устойчивость национальной валюты -- стратегический курс построения развитого внутреннего рынка;

Украина своими подсистемами может быть частью совершенно разных по уровню развития структур мировой экономики.

Снижение цен и рост протекционизма [на внешний рынках. -- Автор] заставляет украинских производителей, ориентированных сегодня на экспорт, пересматривать свою сбытовую политику.

А.Белоусов, начальник управления сбыта ММК имени ИЛЬИЧА:

-- Руководство комбината приняло решение организовать собственную дилерскую сеть путем привлечения существующих металлоторгующих компаний с предоставлением им ряда льгот;

рассматривается вопрос организации консигнационных складов на базах дилеров с учетом региональной концентрации определенного вида промышленных предприятий.

В.Бычков, председатель правления ЗАО ТРАНСЭНЕРГОМЕТ, город Днепропетровск:

-- Для предприятия [металлургического] доминирующими являются трансформационные издержки на производство продукции, ему выгоднее обращаться к интеграции с металлофирмами в продаже продукции, чем создавать собственную торговую сеть и восполнять постоянно возрастающие издержки на рыночные акции;

переход к цивилизованному рынку металла на основе дистрибуции объективен. Эффективность деятельности дистрибьютора значительно повышается при условии создания сервисного металлоцентра, за которым -- будущее в металлоторговле.

А.Романов, президент Российской ассоциации металлоторговцев (РАМТ):

-- Ежемесячный объем поставок на внутренний рынок членами РАМТ - более 600 тысяч тонн, что составляет 25-30% внутрироссийского рынка. У членов РАМТ в их распоряжении -- свыше 250 складов в более чем 100 городах России;

к металлургам пришло понимание того, что торговые компании -- важнейший инструмент сбытовой политики;

главная задача для РАМТ -- выработка оптимальных условий взаимодействия между металлургическими и металлоторговыми компаниями.

Резюме

1. Степень участия и выступления на конференции представителей металлургических предприятий продемонстрировала наличие у них лишь весьма слабого интереса в развитии внутреннего потребления металлопродукции.

Да и у представителей власть предержащих структур в их представлениях о путях развития как внутреннего рынка в целом, так и металлургии в частности отмечается разнобой.

2. Очевидны и издержки экспертных оценок состояния и прогноза развития внутреннего потребления: от 3,4 до 4,6 миллиона тонн в 2001 году и от 8 до 12 миллионов тонн -- в 2010 году...

3. На сегодня самое заинтересованное звено в росте внутреннего спроса -- это металлоторговцы. И в этом плане создание Ассоциации металлотрейдеров Украины -- позитивный момент (правда, вызывает некоторую настороженность келейный принцип ее учреждения, что порождает дальнейшие соответствующие вопросы...)

4. Вместе с тем, мнения участников конференции в качестве коллективного разума осветили круг проблем, решение которых будет способствовать перелому в развитии экономики страны:

налоговая реформа, выработка стратегии государственной промышленной политики (взамен лозунговой "Национальной программе развития и реформирования ГМК Украины на период до 2010 года"), содействие на деле развитию малого и среднего бизнеса (а не удушение его налогами, бюрократией и поборами), политика умеренного и конструктивного протекционизма, наконец, разработка государственной программы поддержки и развития именно внутреннего потребителя (возрождение которого обеспечит жизнь и отечественному производителю) и пр.

*По материалам конференции (журнал "Металл" N5 за 2002 год) и зарубежных публикаций обзор подготовил В.Крамер

SpyLOG Рейтинг металлургических сайтов Участник рейтинга METAL TOP10