Перспектива развития метизного бизнеса в России
ЧАСТЬ I
Общее состояние рынка крепежных изделий в России

 


А.А. Семенов
Объединение "Техно-Про"
Координатор Ассоциации "РосМетиз"

 

Производство крепежных изделий России

   В настоящее время общая структура производства метизных изделий России представляет собой  мало организованное экономическое пространство, состоящее из производителей метизных изделий объединенных в некую организационную структуру и производителей свободных от каких либо обязательств. В ассоциацию производителей метизной продукции «Промметиз» входят заводы, в прошлом входившие в объединение «Промметиз» Министерства черной металлургии СССР.  

  • Белорецкий металлургический завод (ОАО «БМЗ»)
  • Череповецкий сталепрокатный завод (ОАО «ЧСПЗ»)
  • Орловский сталепрокатный завод (ОАО «ОСПАЗ»)
  • Саратовский завод метизов (ОАО «СЗМ»)
  • Магнитогорский метизно-металлургический завод (ОАО «МММЗ»)
  • Магнитогорский калибровочный завод (ОАО «МКЗ»)
  • Солнечногорский завод металлических сеток им. Лепсе
  • Вяртсельский метизный завод
  • Миньярский метизно-металлургический завод
  • Ревдинский метизно-металлургический завод (ОАО «РММЗ»)

Эти предприятия выпускают следующие виды метизных изделий:  

  • Гвозди;
  • Канаты стальные;
  • Крепежные изделия;
  • Ленту стальную;
  • Металлокорд;
  • Проволоку;
  • Сетку стальную;
  • Электроды.

     На долю этих предприятий приходится 60% выпускаемых в России крепежных изделий. Структура собственности этих предприятий более чем на 75% принадлежит частному капиталу. Общий объем потребления крепежных изделий производящихся в России обеспечивает общую загрузку производства (из расчета установленных мощностей), не более чем на 30%. Распределение объема выпуска по заводам настолько неравномерно, что часть заводов полностью или частично остановили выпуск этого вида продукции.
   Хотя часть заводов и объединены, не имея общей идеологии, практически являются самостоятельными участниками рынка. Отсутствие единой стратегии, недостаточная потребительская емкость рынка приводит к жесткой конкурентной борьбе между производителями. Общее состояние парка оборудования крепежных производств можно оценить как неудовлетворительное. Отставание от передовых зарубежных технология составляет в среднем 30–40 лет. Это не дает возможности производителям переходить на современные виды крепежа и способствует увеличению импорта не только высокотехнологичных крепежных изделий, но и высококачественного крепежа традиционного ассортимента. Результат - невысокая финансовая эффективность инвестиций в данный сектор производства, высокая вероятность товарной интервенции со стороны азиатских производителей. 

Реализация крепежных изделий в России

    Структура реализация крепежной продукции в России состоит из отдельных продавцов имеющих индивидуальную стратегию продаж. В состав продавцов крепежных изделий входят как индивидуальные коммерческие предприятия, так и структурные подразделения производителей. Структуру продавцов можно классифицировать по следующей схеме:

  1. Продавцы первой очереди – коммерческие подразделения предприятий, крупные торговые предприятия, осуществляющие не менее 80% закупок крепежной продукции непосредственно у производителей. В составе продаж этих предприятий крупно оптовые контракты составляют не менее 40-50%. Текущее состояние ассортимента складских запасов не менее 50-60%;

2. Продавцы второй очереди – коммерческие предприятия, осуществляющие частичную закупку до 20% у производителей продукции, остальная продукция закупается у региональных продавцов первой очереди. В составе продаж этих предприятий крупно оптовые контракты составляют не более 5%. Текущее состояние ассортимента складских запасов не менее 70-80%;

3. Продавцы третий очереди – коммерческие специализированные предприятия, осуществляющие розничную и мелкооптовую продажу крепежных изделий. Закупка продукции осуществляется у продавцов первой (до 10%) и второй очереди. Текущее состояние ассортимента складских запасов не менее 80-90%;

4. Продавцы четвертой очереди – торговые предприятия, осуществляющие неспециализированную розничную продажу крепежных изделий. Закупка продукции осуществляется у продавцов второй (до 60%) и третий очереди. Текущее состояние ассортимента складских запасов 40-70%;

   Стремление некоторых производителей создать свои торговые представительства  в различных регионах России, как правило, оканчиваются отрицательным результатом. Это объясняется особенностью продаж крепежных изделий. Для успешной реализации крепежа необходимо соблюдать четкий баланс между ценой, качеством и количественным ассортиментом продукции на складе. Зачастую даже при низких ценах, но отсутствием необходимого количественного ассортимента объем продаж крепежа невысок, хотя общий складской запас крепежных изделий может быть значительным. Этим и объясняется неудача таких мероприятий производителей, так как на значительную сумму вложенных средств, производитель не получает необходимой финансовой отдачи. Создание дилерской сети так же нецелесообразно, так как заранее сужает возможности продавца в решении задачи удовлетворения спроса потребителей. И зачастую в составе товара официального дилера завода присутствует аналогичная продукция производителя конкурента.
   Такое состояние на рынке крепежных изделий приводит к парадоксальной ситуации, при незагруженной производственной мощности заводов ощущается дефицит в некоторых видах крепежа. Зачастую производители отказываются от выполнения заказа из-за его незначительного объема, а потребитель вынужден идти на значительные дополнительные издержки (транспортные расходы, высокие закупочные цены и др.) для решения проблемы обеспечения крепежом. Решение этой проблемы лежит в иной концепции построения рынка. Объединение нужно не только производителям, а в первую очередь продавцам. Только объединив в общие заказы потребности нескольких продавцов можно наилучшим образом разместить их у производителя или производителей, сориентировать производителя на развитие того или иного направления в производстве. Существующая концепция ассоциации производителей метизной продукции «Промметиз» полностью исключает этот принцип и поэтому в корне ошибочна. Альтернатива российским производителям крепежа есть, это мощная, высокоэффективная, современная метизная промышленность азиатских стран (Тайвань, Китай, Южная Корея). Нужен новый подход в построении рынка крепежа в России.

Перспектива создания единого подхода к реализации метизной продукции в России

Новый подход к реализации крепежной продукции в России

Подход конечно не новый. Система обеспечения на основе генерального заказчика существовала в СССР (Госснаб). Для реализации этой идеи ее необходимо адаптировать к действующей экономической ситуации. Система будет существовать, если выполнит ряд задач:  

  • продукция будет предложена по наилучшей цене, которая сложилась на рынке;
  •  продукция будет предложена по наилучшей цене, которая сложилась на рынке;
  • продукция будет предложена в полном ассортименте, необходимом количестве и в срок;
  • продукция будет предложена необходимого качества;
  • будет существовать финансовая поддержка бизнеса;
  • будет поддерживаться региональный принцип реализации крепежной продукции.

Наилучшая цена на продукцию. При объединении заявок нескольких региональных продавцов можно сформировать единый заказ для производителя, который позволит производителю, осуществит производство по минимальной себестоимостью.  
Полный ассортимент. Объединенная заявка дает возможность размещения заказа у нескольких производителей, что позволит обеспечить выполнение заказа, как по количеству, так и по ассортименту. 
Качество продукции. При объединении региональных продавцов, возможно создать единую лабораторию, которая обеспечит действенную системы входного контроля качества продукции у каждого регионального продавца с минимальными затратами.  
Финансовая поддержка бизнеса. Общий объем заказа обеспечит возможность централизованного привлечения кредита на более выгодных условиях с минимальными финансовыми рисками.  
Региональный принцип. Создание условий для невозможности вести краткосрочные демпинговые продажи и как результат этого более стабильное финансовое положение, как продавца, так и производителя. 

   Для решения этих задач необходимо создать ассоциацию продавцов метизной продукции, которая позволит уменьшить конкуренцию между членами ассоциации и более эффективно использовать ресурсы и возможности каждого.

Ассоциация продавцов и производителей метизной продукции

    Ассоциация  -  некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе производителей и продавцов метизной продукции для выработки единой стратегии ведения бизнеса в данном секторе экономики. Для выработки предложений ассоциация создает совещательный совет. Состав совета избирается простым опросом членов Ассоциации. Каждый член Ассоциации имеет один голос. Члены совета избирают координатора совета, в обязанности которого входит организация работы совета, распределение обязанностей между членами совета, контроль выполнения принятых на совете планов Ассоциации. Каждый член совета выполняет порученные ему обязанности за счет ресурсов своей организации или привлекая ресурсы членов Ассоциации. Затраты понесенные членом Ассоциации для выполнения возложенных на него обязанностей компенсируются на добровольной основе другими членами Ассоциации. Предложения, выработанные советом ассоциации, являются для членов Ассоциации рекомендательными. Член Ассоциации не обязан объяснять причины отказа выполнять предложения совета Ассоциации. Ассоциация не несет ответственности по обязательствам ее членов, так же как и члены Ассоциации не несут ответственности по обязательствам Ассоциации. Члены Ассоциации берут на себя обязательства соблюдать правила для члена Ассоциации. Совет наделяется правом приема в члены Ассоциации и правом исключения из членов Ассоциации. 
  Членом ассоциации может стать любое юридическое лицо, которое принимает общую стратегию ведения данного вида деятельности выработанную Советом Ассоциации. Член Ассоциации должен обладать определенной инфраструктурой для осуществления производства метизной продукции, или ее реализации, или предоставить план создание этой инфраструктуры. Общие требования к инфраструктуре производителя или регионального продавца метизов вырабатывает Ассоциация. Ассоциация ведет работу по созданию системы оказания помощи ее членам. Ассоциация создает механизм взаимодействия между ее членами, организует обучение кадров, предлагает для внедрения единые технологические процессы, создает и поддерживает единую политику ведения бизнеса.

Региональные метизные центры России  

   Совершено ясно какие должны быть региональные метизные центры. Учитывая  опыт зарубежных фирм, ряда объединений в России можно высказать общую концепцию. Региональный метизный центр должен отвечать следующим требованиям:  

  • Обеспечить хранение и предпродажную подготовку крепежных изделий в нужном количестве и 
    ассортименте;
  • Обеспечить полный входной контроль качества поступающего крепежа;
  • Обеспечить снижение нормы фасовки крепежных изделий;
  • Обеспечить логистику транспортных потоков для снижения затрат клиента;
  • Обеспечить плановое выполнение заказа клиентов;
  • Обеспечить высокий уровень технической подготовки персонала.  

    Выполнение этих требований рациональней обеспечить совместными усилиями нескольких предприятий ведущих свой бизнес в отдельных регионах. Именно региональный принцип позволит логически объединить интересы каждого с интересами всех. Решение проблемы в такой плоскости возможно через создание общего «идеологического» центра ассоциации продавцов и производителей метизной продукции.

Перспектива развития метизного бизнеса в России 

   Перспективу метизного бизнеса в России можно понять, если правильно расставить приоритеты. Вопрос: «нужен ли национальный производитель крепежа?» вызывает неоднозначный ответ. Нужен, если производитель обеспечит высокое качество изделий, выпуск прогрессивных крепежных изделий и при этом обеспечит необходимый ценовой коридор. Крепежные изделия не являются конечным потребительским продуктом, а участвуют в дальнейшем производстве и какой используется крепеж немаловажно для качества конечной продукции. Плохой крепеж это мина замедленного действия, которая разрушает конкурентоспособность отечественных товаров. Национальная экономика скорей всего несет огромные убытки, применяя низкокачественную крепежную продукцию. Российские производители в настоящее время способны выпускать только ограниченный ассортимент, который каким-либо образом еще отвечает необходимым техническим требованиям, но доля этого крепежа в дальнейших производствах постоянно уменьшается. Способность российских заводов обновить свое крепежное производство, ничтожна мала. Зарубежные инвестиции нецелесообразны из-за высокой конкурентности крепежных изделий Азии и инвестор не видит заинтересованности вкладывать средства в развитие российского производства. Создание какой либо государственной программы поддержки производителей крепежа не существует, так как это не приоритетное развитие национальной экономики. Защита национальных производителей крепежа через систему пошлин ограничивающих импорт это подрыв конкурентности конечных российских товаров. Так, что перспектива у производителей крепежа не лучшая. Другая сторона этой проблемы – создание полноценной системы обеспечения крепежом. Эта система способна поддержать лучших российских производителей за счет размещения укрупненного заказа на их производствах и дать хотя бы малую возможность этим предприятиям улучшить свой технологический потенциал и сохраниться как национальный производитель.


ЧАСТЬ II

SpyLOG Рейтинг металлургических сайтов Участник рейтинга METAL TOP10